О книгах К. Кастанеды. Точка сборки и мир эманаций Орла (Ле Мар, Концепция Многомерного Человека, главы 10.1–10.2, 2002г).
10.1. О книгах К.Кастанеды
В прошлом остались жаркие споры о том, кем является Карлос Кастанеда, реальным учеником мексиканского мага дона Хуана или просто одаренным сочинителем. Кто-то закрыл эту дискуссию, заявив, что если К.Кастанеда все это сочинил, то он - гениальный писатель, если же он все это пережил, то он - гениальный ученый и маг. При любом раскладе мы имеем дело с выдающимся явлением культуры, на которое уже нельзя закрывать глаза.
Первые самиздатовские публикации К.Кастанеды на русском языке появились в конце 70-х годов прошлого века. Они сразу же обогатили русский язык целым рядом новых слов. Причем, это произошло не в последнюю очередь именно благодаря подпольному способу перевода, издания и распространения. Большой удачей оказалось то, что в этих первоначальных переводах для новых явлений были предложены новые слова. Именно они и будут употребляться в дальнейшем. Это:
- олли (вместо правильно переведенного, но ничего не проясняющего английского слова “союзник”) - это существа, лишенные физического тела, т.е. бестелесные (в книгах этому соответствует крайне неудачный термин “неорганические существа”);
- эманации (вместо “энергетические поля”) - это фрагменты тонкоматериального мира, имеющие вид либо вибрирующих светящихся нитей, либо золотой пыли, либо тончайших слоев, образующих “светящийся кокон” или “яйцо”, окружающее физическое тело человека. Источником эманаций считается мифологический Орел - существо космологического масштаба, создавшее этот мир.
- бенефактор (вместо “благодетель”) - духовный Учитель. Так как он является проводником для Духа (нагвалем), то ученик испытывает по отношению к нему ужас и стремится уклониться от контакта с ним. Поэтому бенефактор всегда работает в паре с учителем, который успокаивает ученика, восстанавливает у него способность упорядоченного восприятия мира (тональ) и готовит к новым встречам с нагвалем.
- индульгирование (вместо “самопотакание”) - поведение ученика, когда тот стремится закрыться от воздействия Духа, прибегая к различным благовидным и неблаговидным поводам и методам.
Критерий истины, как известно, практика. С этой точки зрения в книгах К.Кастанеды содержится неисчислимое количество полезных и реально работающих указаний для духовного Искателя. То, что эти указания не высосаны из пальца, подтверждается их эффективностью. Например, достаточно нескольких месяцев практики, организованной по методам дона Хуана, и Искателю становятся доступны сознательные сновидения. То есть, состояния во сне, когда он знает, что спит, и поэтому может вести себя там целеустремленно и сознательно. В частности, он может выполнять те задания, которые сам себе сформулировал наяву. В любой традиции обретение такой способности оценивается как большой успех.
Но книги К.Кастанеды содержат не меньшее количество и соблазнов, хотя и ненамеренных. Эти последние связаны в первую очередь с описанием действия галлюциногенов. Отсюда берет начало индульгирование двух сортов, которому предаются читатели:
- первый, когда Искатели, вместо того, чтобы усвоить всю глубину раскрываемых истин, бросаются на поиски галлюциногенов. В российских условиях это привело к возникновению целого движения таких “искателей”, которые украшают здания изображением поганок и проводят долгое время в лесах, разыскивая столь полюбившиеся грибочки; у них освоение мудрости дона Хуана сводится в основном к сочинению бесконечных анекдотов, отличающихся подчеркнутой “непочтительностью” к Учителям;
- второй, это когда человек впадает в “благородный гнев” и, пользуясь поганками как поводом, дает, что называется “от ворот поворот” всему тому, о чем пишет К.Кастанеда.
В обоих случаях люди упускают из этих книг самое существенное.
Чтобы успокоить чрезмерно щепетильных читателей, сразу скажем, что Концепция ни в малейшей степени не ориентируется на потребление психотропных веществ. Но и не морщит брезгливо нос, памятуя, что, например, такая возвышенная и утонченная философия, как индийская, сложилась в основном в ведический период, то есть, за тысячи лет до Р.Х. И основывалась она на опыте, обретенном Искателями при употреблении Сомы. Сейчас это растение забыто и точно никто уже не скажет, была это трава, грибы или плоды каких-то более крупных растений. Но именно Сома делала возможным непосредственный контакт с Божеством. Потом боги обучили людей йоге и те перестали оплачивать своим здоровьем продвижение по духовному пути.
В наше время, когда Знание о духовных мирах широко доступно, когда приемы йоги перестали быть тайной, просто глупо индульгировать в потреблении наркотиков. Но также глупо отбрасывать учение тольтеков только потому, что на первых шагах обучения оно использует галлюциногены для “шоковой терапии” разума.
По-правде говоря, требуется терпение, чтобы преодолеть первые две книги К.Касанеды, посвященные всецело приему галлюциногенов под руководством дона Хуана. Эти книги изобилуют большим количеством весьма неприятных сцен, имеющих выраженный физиологический характер, способных оскорбить “добропорядочный вкус”. Однако, уже в третьей и четвертой книгах перед читателем разворачивается головокружительная панорама иного, и более здорового способа жизни, чем тот, к которому мы все привыкли. Здесь же раскрываются интереснейшие и неизвестные ранее метафизические реалии. Это касается, наряду со многим другим, способности “видеть” тонкие тела людей. Однако, в пятой книге вновь происходит “падение” уровня изложения до описания бесконечных и весьма жестоких стычек между учениками дона Хуана в отсутствии Учителя.
Только со второй половины шестой книги мы узнаем, что все предыдущее описание ученичества имело предварительный характер. К.Кастанеда, наконец, оказывается в состоянии вспомнить более глубокий, скрытый слой обучения. Оно построено всецело на философии “новых видящих” (периода после конкисты), а все, с чем мы знакомились ранее, было отголосками мрачной философии ”древних видящих” (тольтеков, исчезнувших задолго до появления испанцев в Латинской Америке). Элементы этой “древней” философии и сообщались ученикам в состоянии обычного бодрственного сознания.
Философия “новых видящих”, а вернее, единство их мировоззрения и деятельности, и есть то драгоценное и революционное, что содержится в книгах К.Кастанеды. Что касается чисто литературного воздействия, то перечитать первые книги, когда уже известна их подоплека, значит испытать ни с чем несравнимое удовольствие. Книги К.Кастанеды обладают свойством неисчерпаемости и только выигрывают от повторного чтения. Одновременно, они сами по себе достаточно сильно шокируют разум читателя, без всяких галлюциногенов.
В соответствии с тем, как К.Кастанеда знакомился и усваивал Учение, менялись его взгляды и на то, кто такой сам дон Хуан:
- чудаковатый старик, по слухам, знающий что-то о галлюциногенных кактусах (возможный информатор);
- сельский знахарь, по уши погрязший в предрассудках и ритуалах своих предшественников;
- очень опытный целитель и чрезвычайно эффективный охотник;
- охотник за силой и маг;
- воин на пути знания;
- человек знания и видящий;
- предводитель целой группы воинов-искателей свободы;
- наследник неизмеримой мудрости многих столетий;
- наследник линии знания, обновленной в XVII в.;
- реализованный носитель Сознания, выводящего за пределы любого из проявленных миров;
- представитель традиции шаманов (именно так К.Кастанеда стал характеризовать учение дона Хуана в своих поздних книгах. Это видимо связано с дискредитацией понятия магии в глазах “широкой общественности”).
Сам дон Хуан называет себя магом. Мы будем поступать так же, подразумевая, что он практикует высшую магию, свойственную таким представителям западной традиции Гнозиса, как Марсилио Фичино, Джордано Бруно и последующие Розенкрейцеры. (Сходство их воззрений будет продемонстрировано в 3-й Части книги). Эта магия не имеет ничего общего с заклятиями, наговорами, составлением привораживающих зелий, манипуляциями с трупами и прочими побрякушками, присущими черной магии. Предметом высшей магии является Знание и Свобода, поэтому она не признает никакого насилия над совестью человека (не путать с бесконечными розыгрышами, направленными на разоблачение и обуздание его разума). Именно такой магии на самом деле и придерживается дон Хуан, просто он не спешит это открыто обнаруживать.
10.2. Точка сборки и мир эманаций Орла
Ближе познакомясь с доном Хуаном, К.Кастанеда узнал, что прием галлюциногенов вовсе не является чем-то необходимым в его традиции. Они используются только в качестве первого толчка. Правда, самого Карлоса пришлось ими буквально пичкать по причине чрезвычайного консерватизма его сознания. Другим ученикам иногда было достаточно одного раза, и они сознательно вступали на путь Знания.
Главные компоненты пути Знания “новых видящих” это:
- искусство сталкера (выслеживание и устранение препятствий на пути освобождения, которые в основном коренятся в самом человеке, в методах его общения с миром);
- искусство намерения (развитие новой воли, способной вывести человека из рабской зависимости от этого мира);
- искусство управления своим сознанием (опирающееся на совершенно новый взгляд на структуру и функции тонких тел человека, называемых светящимся коконом).
К искусству намерения, искусству сталкера, а также к искусству сознательного сновидения мы еще вернемся в 3-й Части книги, а здесь остановимся на последней теме.
По рассказам дона Хуана, древние видящие на собственном опыте открыли, что человеку доступно восприятие не только привычного окружающего мира, но и целой вселенной эманаций Орла и текущих по ним потоков энергии (т.е. восприятие тонкоматериального мира). Оказалось, что эта энергия и эманации служат фундаментом для мира обитания, они первичны. Поэтому человек, осознающий эти глубинные потоки, “видящий” их и умеющий ими пользоваться, обретает не только знание, но и могущество.
Древние видящие установили, что каждое живое существо обладает неким светящимся вместилищем, контейнером, внутри которого сосредотачиваются эманации, относящиеся к этому существу. Степень свечения и конфигурация содержимого контейнера говорило им о состоянии сознания существа, включая его эмоции и состояние здоровья. Форма контейнера у обычного человека напоминает яйцо или кокон. В полном соответствии с тем, как оценивают роль ауры современные экстрасенсы, древние видящие полагали, что светящийся кокон или яйцо есть некая добавка к физическому телу человека. Тем не менее, их восприятие структуры светящегося кокона было совершенно иным. Они не остановились на обнаружении внешней тонкой оболочки кокона и множества его внутренних концентрических слоев, пронизанных огромным количеством светящихся вибрирующих нитей.
Главным их открытием была точка сборки, представляющая собой небольшое по размерам сгущение яркого света, располагающееся на поверхности светящегося кокона, вне физического тела (примерно в метре от него).
Положение точки сборки на коконе обычного человека стабильно, а у практикующего мага оно переменно. Сильнее всего оно менялось, когда сознание древнего видящего переносилось в различные параллельные миры, в которых обитали дружественные им существа. Аналогичные практики общения с параллельными мирами есть и у современных шаманов. По-видимому именно по этой причине К.Кастанеда в конце стал причислять дона Хуана к традиции шаманов. Хотя насчет знания современных шаманов о точке сборки ничего не известно.
У обычных людей точка сборки обретает небольшую подвижность во время сна.
Оказывая давление на точку сборки маг-учитель мог погрузить ученика в специфические состояния повышенного внимания и обостренного восприятия, в которых и проводилось обучение. Этим почти исчерпывалось понимание и использование точки сборки древними видящими.
Можно сказать, что они почивали на лаврах своего могущества. Они выработали массу утонченных приемов и ритуалов овладения скрытыми силами и подчинения себе бестелесных существ (олли). Окруженные бесконечным почитанием народа, воспитанного в соответствующей традиции, они полагали себя неуязвимыми. Отправляясь в тонком теле в путешествия по иным мирам, древние видящие захоранивали свое физическое тело в тайном месте, где оно дожидалось возвращения сознания иногда сотни лет.
Однако, достаточно было появиться завоевателям, которые и слыхом не слыхивали об олли, и все могущество древних видящих рассыпалось в прах. Там где вышколенные соплеменники видели ужасающих олли и трепетали от почтения, завоеватели ощущали всего лишь дуновение ветра, который никак не мог помешать им размозжить дубинками головы древних магов. Таким образом, эти последние пали жертвой своего пренебрежения проблемой физического тела. А оно, действительно, представляет собой самое ненадежное звено в микрокосмосе.
Еще до появления завоевателей и истребителей, традиция древних видящих разделилась на два потока. В первом, куда вошло большинство, видящие превратились в себялюбивых и капризных колдунов, наслаждающихся ужасом, который они вызывали у обычных людей, и впавших в зависимость от покоренных ими бестелесных существ. Во втором потоке видящие достигли статуса “людей знания”. Прежде всего, они не позволяли разрастаться чувству собственной важности (еще одно замечательное понятие системы дона Хуана). Они сильно ограничили потребление “растений силы”, то есть галлюциногенов. Они заботились о людях, воспитывали у них способность “видеть” и старались быть им полезными, выполняя функции строителей, целителей, учителей, музыкантов и т.п. В результате, познание ими физического мира сильно углубилось. Это увенчалось тем, что, при возникновении невыносимых условий существования, они ушли отсюда в какие-то другие, параллельные миры, забрав с собой свои физические тела. Как утверждает дон Хуан: “Под их руководством население целых городов ушло в другие миры и никогда не вернулось... Они и сейчас существуют где-то там”. То есть, люди знания древности смогли решить задачу мгновенного преодоления пространства не только в тонком теле, но и вместе с физическим телом (!), задачу, о которой современная наука может только робко мечтать.
Вспомним в связи с этим древнерусское предание о святом граде Китеже! Он исчез из нашего мира вместе со всеми жителями при приближении жестоких татаро-монгольских завоевателей. По преданию, Богородица вняла мольбам жителей беззащитного города и навсегда укрыла его от взглядов людей своим святым покровом. Аналогичные события зафиксированы в преданиях о Розенкрейцерах, а также в рассказах об индийских мудрецах. Но только в книгах К.Кастанеды можно познакомиться с детальным описанием мировосприятия “новых видящих”, лежащего в основании подобных явлений. Значит, тем более они заслуживают пристального внимания.