Цитата
Мягкий снег, как сливки в плошке,
Тает у крыльца,
Где синицы ищут крошки
Меж стеблей овса.
Как сметаною обмазал
Землю снегопад.
Золотисто-тёплым маслом
Плавится закат.
Ночь по небу заструилась
Звёздным молоком,
Из-за туч луна скатилась
Сдобным колобком.
Дым из труб, как шерсть овечью,
Ветер распушил.
Домовой уснул за печью,
Свечку потушив.
Но по полкам, по столешне -
Ряд свечных огней.
Знаменуя время вешних
Благодатных дней,
Свет исходит ярким нимбом
С тёмных фитилей,
Как светили свечи в Имболк
С древних, древних лет...
(с)




Цитата
1 февраля

Название Imbolc происходит от древнеирландского слова mblec - «молоко». Ф. Леру в книге «Друиды» дает другую версию: (префикс «imb-» и «folc» ливень). Февраль - пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению.

Празднуют Имболк не только в Ирландии. В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк - праздник выздоровления Богини, очищения и возрождения земли. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас - убывающую. В Ламмас Богиня - старуха, в Имболк - она возродившаяся и обновленная дева. Этот день - могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Соединение противоположностей - символ Имболка.

Во времена язычества на Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом.

Имболк был тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания.

Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя заниматься сексом, ткать, пить пиво, рукоделие запрещено, прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям.

Традиционная пища Имболка - молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы блюда эти, а также напитки содержали изюм.

В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока.

В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов.

Церемония белых камней в костре, записанная во многих местах Ирландии - другой отголосок древних времен, который утратил свое первоначальное значение за долгие века. Белые камни с именами или личными отметками юношей, клались в большой имболкский костер. Когда костер догорал и остывал достаточно, чтобы вынуть камни, каждый искал свою отметку, и как только находил ее, бежал со всех ног от кострища. Hе найти свой камень изначально означало, что боги огня отметили тебя высшей честью, избрав твой живой дух для жертвоприношения во имя очищения и общего блага всего племени.

Другие Названия: Имболг, Имболх, День Медведя, Пора Свечей, Пора Огней, Оймелк, Луперкалия, День Святой Бригиты, Бригантия, День Бриждит.
- отсюда .

Цитата
2 февраля ИМБОЛК.

Имболк (Имолаг, Имэлк, Оймелк), Конец Зимы – Начало Весны, Праздник течения [молока]

Имболк – праздник порога, и несмотря на то, что он приходится на начало или середину, в зависимости от календаря, самого неприятного зимнего месяца (Faoilleach, «волчьего месяца» или marbh mhios, «мертвого месяца»), но на самом деле символизирует завершение зимы и перелом к весне. Название праздника Imbolc чаще всего связывают со староирландским словом mblek, «молоко» или с кельтским Oimealg – «овечье молоко», но есть и другие версии происхождения слова, к примеру Франсуаза Леру выводит его от префикса imb-, «смывающий», «очищающий» и слова folc, «ливень».

В викканской традиции, во время этого праздника Богиня уже оправилась после родов и нянчит маленького Бога, кормит его грудью. Мелкие домашние божества и духи помогают ей и развлекают сказками и песнями.

Имболк, как календарный праздник, связан, во-первых, с лактацией, а во-вторых, с первым прорастанием семян. В тех районах, где среднесуточные температуры в феврале довольно низки (Шотландия, к примеру), первые движения весны отмечались именно по началу дойки овец, а вот в Ирландии месяц, открываемый Имболком – месяц сева.
Имболк связан с аспектами Богини – Дарительницы благ, Богини-Матери, Хранительницы домашнего очага и уюта. Кроме того, традиционно во время празднеств Имболка чествовалась Бригитта, триипостасная богиня.
Корень имени Бригитта восходит к санскритскому корню bharat-н («высокая», «превосходящая») или же к индоевропейскому корню bhrghnti («та, что превосходит», «та, что возвышается»). Бригитта трехлика, но эти лики не возрастные (девушка – женщина – старуха), как у самых древних богинь, а функционально различные… некоторая проблема заключается в том, что у разных племен три ее лика покровительствовали разным сферам человеческой жизни, но все же выделить основные «направления» ее забот можно.
Во-первых, Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии» Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов.
Второй ипостасью Бриг было покровительство ремеслам, тесно связанным с домашним хозяйством. Ее связывали с прядением и ткачеством (кстати, как и Параскеву Пятницу на Руси – и так же как и в дни почитания Параскевы, в дни, посвященные Бригитте, нельзя было прясть, ткать, а сверх того – разводить огонь в кузнице, пахать или рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса), с окрашиванием тканей, с пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра. Ее также связывали с домашними животными и умением за ними ухаживать, у нее просили хорошего приплода для овец и (особенно) коров.
Третья ипостась Бригитты – целительница, травница… причем исцеление, приносимое ею, может быть и физическим, и духовным. В более архаичных представлениях, Бригитта отвечала не только за исцеление, но и за смерть.

«Отведать всякой пищи по порядку, -
вот, что следует делать в Имболк; -
омыть руки, ноги, голову, -
так я говорю».

Обряды Имболка прежде всего связаны с очищением, и духовное очищение в этом отношении прекрасно, но на Имболк прежде всего мылись, прибирали и вычищали дом, чистили очаг, приводили в порядок загоны для скота, чистили и окатывали водой домашних животных, перетряхивали и перебирали запасы еды, заменяли веники и метлы на новые и т.п. Во время праздника приветствовалась сдержанность: не занимались сексом, не пили пива, не пряли и не ткали, вообще не занимались ремеслами. Зато на Имболк обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки.
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brнdeуg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brнdeуg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.

Кроме того, Имболк связан (как и большая часть праздников Колеса Года) с огнем и особенно со свечами – его более позднее название Кандлемас, «праздник свечей». На Имболк не только зажигают как можно больше свечей, чтобы живой огонь освещал и очищал дом, но и оставляют свечи гореть на подоконниках на всю ночь, до восхода солнца. В некоторых странах в это время дожигают недогоревшее рождественское полено.
В аграрной обрядности используют еще и факелы – с ними посолонь обходят поля, водят над снегом, изображая таким образом солнечный огонь, растапливающий снег.

У славянских народностей праздник начала февраля называется Громницы, т.к. с начала февраля уже могут начаться грозы и можно будет начать гадать по Громовнику. В последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали их лучшего припасенного воска свечу – громничку (чаще одну, но иногда по одной на каждого члена семьи), довольно большую, примерно в локоть длиной (в христианский период непосредственно на Громницу их освящали в церквях). Громнички использовали как оберег от гроз – во время грозы их выставляли на окна и зажигали, чтобы молния не ударила. Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом. Громнички давали в руки умирающим – опять же чтобы отогнать зло и облегчить кончину. Капли воска от сгорающих свечей собирали и подмешивали в семена перед севом – чтобы посевы не пострадали от непогоды.

Громницы включают в себя два аспекта праздника – праздник огня и праздник исцеления. Во многих странах февральские торжества были связаны со здоровьем как людей, так и животных: к примеру, могли окуривать людей и животных связками лечебных трав, собранных в прошлое лето; иногда пекли специальный хлеб, часть которого раздавали людям, а другую подмешивали в еду животным. В тех местах, где традиционно пахали на волах, а не на лошадях, на рога пахотным волам надевали специально испеченные и окуренные хлеба – чтобы не болели.
В северных Европейских странах считается, что в начале февраля ветер поворачивает на весну, а чтобы ветер не принес много бурь рыбакам, когда сойдет лед, на побережьях сжигают веники и метлы – как символы распущенных волос ведьм, призывающих непогоду (лишенные «волос» ведьмы, видимо, теряют способность ворожить с климатическими явлениями).

По дням Имболка во многих странах замечали погоду на весну и лето, что давало косвенную информацию об аграрном годе, причем снег и непогода считались хорошим признаком. Есть шотландская сказка об этой примете: в этот день старуха Каилльях Веур обычно ходит за дровами на лето. Если погода хорошая, она превращается в большую птицу и начинает таскать дрова, а если непогода – то ей придется остаться дома, и тогда в ее интересах позаботиться, чтобы лето было таким теплым, чтобы дрова ей просто не потребовались.
Кстати, Имболк праздник домашний – как я понимаю, он был одним из первых, которые начали праздновать не всей общиной, а в кругу семьи. И празднуя его у себя дома, не забудьте уважить и домовых и домашних духов – самое время и пообщаться, и угостить их теплым молоком… и, кстати, выставить горячего молока и за окно или за дверь – для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.


Блюда Имболка:
Молоко, особенно топленое, напитки и каши на молоке. Но не кисломолочные продукты.
Овечий и козий сыр – лучше молодой, незрелый, сычужный
Блины и оладьи
Сухофрукты, семена и орехи
Напитки горячие и холодные, нехмельные, чай на молоке


Цитата
Рецепты на Имболк
Подогретое вино на травах - хотя изначально этот рецепт предполагает
использование виноградного сока, вы можете использовать вино (в этом
случае, исключите из рецепта шерри). Прекрасный напиток для холодных
вечеров. Рецепт рассчитан на четыре порции.

1 чашка кипящей воды.
1/8 чайной ложки истолченных листьев розмарина.
1 /4 чайной ложки истолченных листьев мяты.
4-5 целых гвоздичных палочек.
1 чашка виноградного сока.
1 чашка сухого шерри для коктейлей.
1 палочка корицы.

Вылейте кипящую воду в сосуд с розмарином и мятой; подождите 15 минут.
Добавьте гвоздику и подождите еще 15 минут. Процедите; смешайте
полученную жидкость с виноградным соком и шерри. Поставьте кастрюлю на
слабый огонь и сильно разогрейте. Процедите, добавьте палочку корицы и
подавайте, пока не остыло.

Молоко с пряностями.
Крайне простой в приготовлении напиток считается одним из традиционных
напитков на Имболк. Попробуйте - вы почувствуете себя бодрой и полной
сил .
1 1/3 стакана молока
2 чайных ложки меда
1/3 ч.л. корицы
1/3 ч.л. ванильного сахара.
Подогрейте молоко (не доводите до кипения, просто немного подогрейте),
добавьте мед и ваниль. Сверху посыпьте корицей.

Приметы
Если солнце на Имболк светит -
Ухода зимы не жди,
А если снег или дождь и ветер -
Значит весна на пути.


Цитата
Праздник Имболк

Время: закат 31 января - закат 2 февраля (31 июля - 2 августа в южном полушарии).

Фокус: новый рост, таяние льда, принесение света в темноту, возвращение Девушки-Богини.

Имболк - праздник ранней весны: овечье молоко было первым, что появлялось после длинной холодной зимы, но на полях уже пробивались первые ростки. Одно из кельтских названий для этого праздника - Бригантия, по имени Бригиты, триединой кельтской богини, которая весной являлась в образе молоденькой девушки, а к концу зимы становилась старой ведьмой. Она была признана в христианстве Святой Бригитой Килдэрской, ее день - 1 февраля. Кроме того, Бригантия - имя галльской богини Земли.

В этот праздник вокруг полей носили пылающие факелы, для пробуждения нового Солнца на вершинах гор зажигали священные огни. Считалось, что Бригита сама обходит поля с факелом, растапливая снега и пробуждая новую жизнь, так что в первую очередь это был праздник света. В языческих и христианских обрядах разных стран принято зажигать свечи и факелы, чтобы возвратить в мир тепло и свет.

Согласно преданию, Богиня-девушка Бригита вышла замуж за Луга, молодого бога света и, поэтому для брака с главой племени стали выбирать деву: это гарантировало приход на землю новой жизни. По преданию, вождь племени обнимал Кейлик, старую ведьму зимы, которая у него в объятиях превращалась в Девушку-Богиню.

В Средневековье девушка, представляющая Бригиту, должна была подходить к двери самого большого дома или фермы в деревне с коровой и котлом, символами богатства. Новобрачным стелили кровать рядом с огнем, украшали лентами и освящали медом. Молоко в качестве символа плодородия было главным угощением на этом празднике. Его выливали на соломенную кровать, работники с ферм и деревенские жители подходили к кровати новобрачной и в обмен на монету, букет цветов или другой мелкий подарок получали поцелуй, благословляющий их дома и труд.

Свечи, которые зажигали на Имболк, освящались в церквях на празднике Сретение Господне, 1 февраля. Каждый человек получал освященную свечу, защищавшую дома от бурь, пожара и наводнения, а скот и урожай от всякой нечисти.

Энергия этого праздника восстанавливает истощенные или загрязненные земли, смягчает жесткие позиции некоторых людей, которые могут привести к конфликтам между округами или этническими группами и к изоляции части населения страны из-за предвзятого отношения. Этот праздник способствует повышению благосостояния и благополучию, маленьких детей и животных.

Отдельному человеку эти ритуалы приносят умственное, эмоциональное и духовное возрождение, особенно если он обижен или недостаточно уверен в себе. Если вы проведете ритуал, к вам вернутся оптимизм, уверенность, завяжутся прочные новые знакомства, ведущие к любви или дружбе.

По традиции те, кто отмечает этот праздник, должны зажигать свечи и ставить их в окнах своих домов в ночь на 31 декабря или Сретение, 1 февраля, оставляя до полного сгорания. Для безопасности, многие люди сегодня используют электрические свечи, которые особенно популярны в Швеции. Еще одна, большая, белая свеча зажигалась в тот же вечер в семейном очаге или около него как центр семейного праздника; она позволяла энергиям Девушки-богини освободиться и благословить дом и семейство. Люди делали соломенные и костяные кресты, которые проносились через пламя свечи и затем служили амулетами, охранявшими дома, животных и хозяйственные постройки. Эти кресты, четыре конца которых расходятся в разные стороны от квадратного центра, все еще посвящают Святой Бригите и держат в домах как обереги.

Выбор инструментов для ритуала

Вы хотите провести подобный ритуал, вам необходимо правильно подобрать свечи, камни, благовония и т. д. в правильных соотношениях, чтобы усилить действие вашей церемонии.

Цвета свечей: белый, кремовый и розовый или любой другой бледный цвет - они означают невинность и благородство.

Камни: гранат и кровавик, а также аметист, розовый кварц и чистые лунные камни для пробуждения плодородия и нежных чувств.

Символы: лед, молоко, семена, первые снежинки или очень рано распустившиеся листья или цветы.

Цветы, травы, ароматические масла и благовония: дягиль, базилик, бензойная смола, чистотел, вереск и мирра.

Ритуал для высвобождения жизненной силы

Приступайте к работе после наступления сумерек в канун 31 января или на следующий день, 1 февраля, можно объединить ритуал с вечеринкой по случаю Сретенья Господня. К ритуалу можно пригласить и детей, но за ними надо хорошо присматривать. Свечи поставьте в глубокие подсвечники и устройте миниатюрную соломенную кровать, может быть, в глубокой металлической посуде или даже в семейном камине, если его больше не топят.

* На столе, алтаре или в камине соорудите маленькую кровать для новобрачной из соломы или сухих трав, украшенную цветными лентами и первыми цветами. Рядом поставьте маленькую тряпичную куклу или любую небольшую куклу, изображающую Деву-богиню.

* Окружите кровать семенами, только что распустившимися цветами или свежей зеленой травой и сзади, на безопасном расстоянии, чтобы избежать пожара, поставьте отдельную высокую белую свечу «невесты».

* На поднос перед кроватью невесты поставьте глиняный кувшин с молоком, маленькое блюдце с медом и блюдо с кубиком льда или просто небольшим количеством снега. Окружите их, опять-таки стараясь не допустить пожара, рядом маленьких розовых и пастельных свечей.

* Зажгите первую свечу вашей невесты, сказав:

Невеста, невеста, входи к себе в дом,

тебе предстоит покомандовать в нем.

Правление кончилось старой карги,

уходит зима, весна снова в пути.

* Положите куклу в кровать и зажгите деосил свечи вокруг кувшина, проговорив:

Факел девичий топит снег,

Лед исчезает, растет первоцвет.

* Бросьте кусочек льда в кувшин с молоком, перемешайте его движением деосил деревянной ложкой или березовым прутиком, повторив те же слова нараспев.

* Добавьте в молоко чайную ложку меда и снова по ходу часовой стрелки перемешайте содержимое кувшина, сказав:

Приди, новая жизнь, сквозь почки и цветы,

Зима теряет силы,

Приди, любовь и радость, рост и свет,

Лед и снег с наших глаз уже скрылись.

* Оставьте лед в кувшине таять. Вы и остальные присутствующие могут класть на кровать невесты монеты, цветы и ленты, высказывая свои пожелания идущей весне, земле, животным, всем людям и себе тоже.

* Когда лед растает, перемешайте содержимое кувшина и очень осторожно капните на постель невесты всего одну каплю, сказав:

Смотри, невеста, я принес первое молоко, символ изобилия и плодородия,

мед с теплого юга, дающего свет, но, самое главное,

жизненная сила, освободившаяся сейчас,

может превратить желаемое в реальное и

защитить нас в дни холода и сырости, которые еще ожидают нас.

Ибо мы видим весну, и поэтому я посылаю вам свет,

этот свет может обойти весь мир.

* Задуйте маленькие свечи против часовой стрелки, высказывая добрые пожелания всему живому.

* Оставьте свечу невесты догорать, кровать невесты должна стоять на своем месте до окончания праздника.

Если вы работаете в ковене, вы можете устроить настоящую большую кровать и выбрать на роль невесты самую молодую участницу. Я однажды проводила этот ритуал по телевидению, и вся съемочная группа подошла целовать невесту, которую играла Бекки, ведущая, и просила ее благословения. Несмотря на излишний энтузиазм и радушие ведущего, Карла, который обрызгал медом всех, кто подошел слишком близко, торжество прошло хорошо и было настоящим празднованием возвращения весны.
- отсюда.

Еще ссылки по теме: