Давно уже стало известно, что сказки - это не забавные истории, из которых надо вынести какую-то мораль, а хранители архетипов. Через сказки, таким образом, передавалась мудрость предыдущих поколений следующим)
Я вот читаю Юнга, и мне показалось занимательным самой сделать разбор сказки с точки зрения архетипов
Синее море обозначает глубины бессознательного. Старик, который каждый день приходит к морю и забрасывает в него свои сети олицетворяет мага, или духовного ищущего. Его преклонный возраст, скорее всего, означает здесь мудрость. И вот в один день труды его увенчиваются успехов - из глубин бессознательного он выуживает "союзника". Блестящий, золотой, при этой живой, "трофей" означает духовное просветление или озарение. После духовного озарения и повышения осознанности, маг (ищущий) обретает бОльшую возможность влиять на мир. И рыбка (озарение, просветление, инсайт) предлагает ему воспользоваться новыми открывшимися возможностями, чтобы изменить что-то в своем мире. Но магу для себя ничего не надо, он осознает иллюзорность мира, и достижение озарения и есть самоцель. Однако, вот маг возвращается из своего духовного путешествия, а у разбитого корыта, т.е. неналаженной материальной и социальной жизни, его ждет кто? Конечно Эго! В данном случае старая сморщенная женщина может быть ссылкой на уродство эго. Эго во всем пытается найти выгоду для себя и ругает "духовную часть" (внутреннего духовного искателя) за упущенные выгодня возможности, понукая ими воспользоваться. Но Эго ненасытно. В конце концов, оно расходует, спускает на внешний блеск и иллюзорные ценности все результаты духовного труда искателя, пока не возвращается к исходной точке.
Таким образом, сказка получается о том, что не нужно идущему путем духовного развития потакать своему эго, погруженному в мирскую суету и жаждущему приходящих удовольствий, о том, что намерение ищущего долно быть твердым и нельзя позволять себе сбиваться с Пути